«Миссия невыполнима»: Порошенко провалил задание Варфоломея по расколу УПЦ

15/11/2018


Президент Петр Порошенко продолжает проводить «конгениальную» политику в религиозной сфере с целью создания подконтрольной государству т.н. «поместной православной церкви» при помощи Константинопольского патриархата, наивно полагая, что ему удалось «взять Бога за бороду» в лице патриарха Варфоломея, хотя в действительности это главе Фанара удалось ухватить за кудри хозяина Банковой.

Еще 7 ноября 2018 г. президент призывал УПЦ убираться «домой, в Россию», однако уже 13 ноября 2018 г. явил чудеса «последовательности», попытавшись встретиться с епископатом УПЦ по заданию Варфоломея, требующего обеспечить массовую явку высшего духовенства канонической Церкви на предполагаемый «объединительный собор» с раскольниками из УПЦ КП и УАПЦ, однако миссия оказалась невыполнимой: Собор епископов УПЦ проигнорировал встречу с П. Порошенко, при этом разорвав евхаристическое общение с Константинополем из-за церковного рейдерства Фанара.

 

Как пишет интернет-издание «Страна», формальным предлогом для отмены встречи П. Порошенко с епископатом Украинской Православной Церкви стал тот факт, что президент и духовенство УПЦ не сошлись в вопросе выбора места проведения такого мероприятия: Администрация президента пригласила архиереев в Украинский дом (бывший киевский филиал Центрального музея Ленина), в ответ в УПЦ пригласили президента в Киево-Печерскую Лавру, где на этот же день запланировали проведение Собора епископов и Архиерейского собора.

По сведениям издания, президент П. Порошенко и предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Онуфрий предварительно обсуждали место проведения встречи, но так и не сошлись в этом вопросе, поскольку Онуфрий категорически отказался от сборов в Украинском доме, пригласив президента в Киево-Печерскую Лавру.

Второй раз президент и предстоятель УПЦ обсуждали это вопрос уже непосредственно во время Архиерейского собора. «В разгар заседания Собора архиереев Украинской Православной Церкви Порошенко позвонил Блаженнейшему и очень эмоционально заявил, что он ждет епископат в Украинском доме, спросив, почему архиереи не едут к нему на встречу. Онуфрий ему говорит, что закономерно, раз будут обсуждаться церковные вопросы, то и встречаться на церковной территории. Порошенко не согласился», - описал изданию последний телефонный звонок президента митрополиту Онуфрию один из архиереев УПЦ.

Другой архиерей, тоже присутствующий на Соборе сообщил «Стране», что телефонный разговор митрополита Онуфрия с президентом получился очень жестким. Если глава УПЦ был спокоен, то президент явно злился. Он настолько громко кричал в трубку, что его слова долетали до многих находившихся в зале архиереев. В частности было слышно, что президент в ультимативном тоне требовал от владыки Онуфрия пойти на попятную в процессе автокефалии. В ответ на комментарий главы УПЦ по этому поводу в трубке раздался раздраженный голос: «Какие каноны - Какие каноны!».

При этом на решение архиереев по поводу места встречи активно пытался повлиять митрополит Винницкий Симеон, который убеждал присутствующих, что нужно ехать в Украинский дом, что у архиереев УПЦ есть, что сказать президенту. Позиция Симеона по автокефалии получила жесткую публичную критику со стороны подавляющего большинства архиереев УПЦ.

Справка. Митрополит Винницкий Симеон - ближайший соратник президента среди епископата УПЦ, кандидатуру которого на пост будущего главы «автокефальной церкви» продвигает лично П. Порошенко.

«В общем ситуация показала что у винницкого Владыки нет не только мало-мальской поддержки среди епископов УПЦ, но даже серьезного авторитета, поскольку за ним на соборе не пошла даже десятая часть иерархов. Показательно, что в условиях полного неприятия его позиции в рядах епископата УПЦ, митрополит Симеон растерялся и морально «поплыл», например, он так и не смог внятно ответить на прямой вопрос митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки относительно того, собирается или нет Симеон покидать УПЦ ради карьеры в религиозной структуре, создаваемой с подачи Константинополя», - рассказал собеседник издания.

По сведениям «Страны», незадолго до Собора митрополит Онуфрий получил приглашение от Варфоломея посетить Фанар, однако Блаженнейший проигнорировал это приглашение. Но именно Симеон был единственным архиереем, который высказался, что предложение следует принять. Его также никто не поддержал в этом вопросе.

Позднее митрополит Горловский и Славянский Митрофан уточнил, что решение о месте встречи с президентом принимал весь епископат УПЦ. Так, на Соборе присутствовало 83 архиерея из 90, имеющих право голоса, еще двое заблаговременно отправили письма, в которых пояснили причину отсутствия - по болезни. Один из архиереев находился за границей. Большинством в 82 голоса (как раз кроме Симеона) все ехать в Украинский дом отказались.

Параллельно с событиями в Лавре приезда президента явно ожидали в Украинском доме. Интересно, что многие СМИ поспешили озвучить, что на эту встречу явились «некоторые» из архиереев УПЦ, являющиеся сторонниками автокефалии.

В то же время, митрополит Митрофан заверил «Страну», что митрополит Черкасский и Каневский Софроний и митрополит Винницкий и Барский Симеон (а именно эти двое епископов считаются главными автокефалистами в рядах УПЦ) присутствовали на заседании Архиерейского собора в Лавре.

«Симеон был. Софроний был. Сенсации не вышло», - перечислял присутствующих в разговоре со «Страной» Владыка. «А Александр Драбинко (епископ УПЦ, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский, считается одним из лоббистов создания автокефалии - Прим. Ред.)?», - уточнила «Страна». «А вот Драбинко в Лавре не было», - добавил митрополит Митрофан.

Таким образом, в Украинском доме на дневной встрече с президентом могло оказаться не более 5 епископов УПЦ. Но в их рядах днем не было Симеона и Софрония, чьи имена звучат чаще всего, когда говорят о том, что клирики УПЦ поддерживают создание поместной церкви. Более того, именно Винницкого митрополита Симеона ранее считали главным претендентом на место главы новосозданной Константинополем церковной организации.

«Я слышал, что туда вообще явился только один Драбинко. Президент понял, что встречаться не с кем, и никуда не поехал», - сказал изданию политолог Руслан Бортник. О том, что у Украинского дома был замечен автомобиль с митрополитом Александром Драбинко, написало также ВВС-Украина. Правда, журналисты уточнили, что митрополит быстро покинул здание.

Но уже поздно вечером встреча П. Порошенко с некоторыми церковными иерархами все же состоялась, причем именно в Украинском доме. Директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко по итогам встречи сказал журналистам, что там присутствовали «представители из числа тех, кто поддерживает объединение». Речь шла о трех иерархах УПЦ.

Собеседники «Страны» в УПЦ утверждают, что этими встречающимися с Порошенко были как раз Александр Драбинко и митрополит Винницкий Симеон. Также там присутствовал архиепископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев) - кстати, по иронии судьбы, он занесен в базу «Миротворца» как противник автокефалии, а в свое время был пострижен в звание с именем Филарет в честь митрополита Московского Филарета.

Характерно, что, в отличие от Собора архиереев в Лавре, когда присутствующие на встрече епископы открыто рассказывали о том, о чем шла речь на заседании, тут к журналистам не вышел ни один архиерей. Да и сама встреча больше походила на попытку хоть как-то оправдать дневное фиаско президента, когда из 90 епископов на встречу к нему в назначенное время явился только один Драбинко.

Вместе с тем, по информации «Страны», единственным, кто не подписал дневное решение Собора архиепископов, был именно митрополит Винницкий и Барский Симеон. В отличие от митрополита Софрония, который хотя и поддерживает создание поместной церкви, но решение Собора подписал. Филарет также оставил свою подпись под решением Собора.

Как напоминает издание, инициативу П. Порошенко по встрече с церковниками УПЦ многие эксперты и священнослужители поясняли его желанием вынудить всех колеблющихся епископов открыто заявить о своей готовности выйти из УПЦ и принять участие в Объединительном соборе церквей, предварительно запланированном на 22 ноября 2018 г.

Это было важнейшей задачей, так как Фанар уже давно давал понять, что не хотел бы вручать Томос непризнанным церквям - УПЦ КП и УАПЦ. И настаивал на том, что в Соборе должны не просто участвовать представители канонической церкви - УПЦ МП, а их участие должно быть массовым. Более того, ходили слухи, что Варфоломей хотел бы вручить Томос даже самому Онуфрию (который об этом никогда не просил).

Ну, или, как минимум, кому-либо из значимых иерархов УПЦ, кто согласится возглавить процесс получения автокефалии. Для этого проводилась даже масштабная работа по убеждению главы Киевского патриархата Филарета отказаться от участия в выборах предстоятеля поместной церкви. И, якобы, глава УПЦ КП даже почти на это согласился.

Теперь же сам Объединительный собор под угрозой срыва. Во-первых, УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ, которые поддерживают создание автокефалии, по-прежнему не могут прийти к согласию по вопросам регламента собора и устава такого объединения, и начать подготовку к мероприятию. По информации «Страны», последняя встреча предстоятелей УПЦ КП и УАПЦ состоялась практически месяц назад - 14 октября, в большой церковный праздник - день Покровы Пресвятой Богородицы. И ничем не закончилось.

Во-вторых, из-за отказа епископата УПЦ МП от создания единой церкви автокефалисты столкнулись с выбором - проводить собор без массового участия представителей канонической церкви (вряд ли участие там троих перебежчиков можно считать той самой «массовкой») или же отодвигать дату проведения собора, поставив под срыв планы Банковой пригласить Варфоломея на Украину возглавить торжественную службу в Андреевской церкви 13 декабря и там торжественно вручить Томос.

Если же все решат все же проводить в любом составе, то опять же есть вилка возможностей. Либо провести Собор как хочет глава УПЦ КП Филарет (то есть путем объединения двух непризнанных церквей во главе с предстоятелем Киевского патриархата). И тогда эту структуру не признает ни одна церковь в мире.

Либо учредить совершенно новую церковь во главе с присланным от Вселенского патриархата священником (чаще всего в роли такового упоминается выходец из украинской диаспоры в Канаде Иов (Геча) - Прим. Ред.), что может натолкнуться на отказ присоединятся к ней УПЦ КП и Филарета (либо на тихий саботаж процесса с их стороны).

Между тем, как пишет издание, по итогам Синода и Архиерейского собора УПЦ был принят ряд важных решений. И все они явно отличаются от «дорожной карты» Банковой. Так, УПЦ официально отказалась от участия в процессе создания автокефальной церкви. По мнению епископов, этот процесс «не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства и углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины».

Также УПЦ объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом (ранее на этот же шаг пошла РПЦ). Собор также считает недействительным решение Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 г. относительно украинского церковного вопроса. Снятие анафемы с раскольников – «следствие искаженного толкования православных канонов».

В довершение УПЦ отказалась менять название, к чему ее призывали в Киевском патриархате. Ранее Архиепископ Черниговский и Нежинский, пресс-секретарь Киевского патриархата Евстратий Зоря заявил, что Верховная Рада планирует принять закон, по которому Украинская Православная Церковь должна изменить официальное название на Русскую Православную Церковь. Если же Верховная Рада примет решение все-таки переименовать эту церковь, то это требование будет оспариваться церковнослужителями, ответили на это в УПЦ.

Как пишет издание, на фоне событий на Украине поместные православные церкви все более открыто выражают свою позицию по несогласию с Фанаром. Прямо Константинопольский патриархат не поддержала ни одна из 15 поместных православных церквей мира. А это означает, что ни у П. Порошенко, ни у Фанара пока не получился блицкриг с созданием на Украине автокефальной церкви, - резюмирует «Страна».

В общем, как и следовало ожидать, разработанная президентом «дорожная карта» по созданию карманной «поместной церкви» посредством привлечения Варфоломея в качестве «патриарха одноразового использования» для предоставления Томоса об автокефалии раскольникам из УПЦ КП и УАПЦ и епископам-предателям из УПЦ трещит по швам из-за нежелания абсолютного большинства архиереев канонической Церкви подчиняться антиконституционным действиям П. Порошенко и антиканоническим действиям Варфоломея.

Хотя именно на массовом участии высшего духовенства УПЦ в возможном «объединительном соборе» настаивает Константинопольский патриархат с целью оправдания в глазах Вселенского Православия решения собственного «разбойнического» Синода от 11 октября 2018 г. по украинскому вопросу, в рамках которого Фанар виртуально «восстановил» Киевскую митрополию в границах 1686 г. и «легализовал» под своим омофором схизматиков из УПЦ КП и УАПЦ, при этом пообещав продолжить процесс предоставления автокефалии будущей «единой церкви» в составе двух раскольнических структур и части ренегатов из канонической Церкви.

Однако планы Банковой и Фанара полностью провалились из-за исповеднической позиции епископов УПЦ во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которые не поддались шантажу со стороны П. Порошенко и разорвали евхаристическое общение с Константинополем: данное решение было принято в развитие постановления Синода УПЦ от 25 сентября 2018 г. с призывом к патриарху Варфоломею прекратить вмешательство во внутренние церковные дела и требованием к «экзархам» Константинополя архиепископу Памфилийскому Даниилу и епископу Эдмонтонскому Илариону покинуть каноническую территорию УПЦ.

И если предварительно запланированный на 22 ноября 2018 г. Администрацией президента пресловутый «объединительный собор» и состоится, то в его работе точно не будут участвовать полномочные представители УПЦ, поскольку каноническая Церковь объявила вне закона действия Константинополя: явившиеся в Украинский дом на встречу с П. Порошенко митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, митрополит Винницкий и Барский Симеон и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет действовали в нарушение общеобязательного решения Собора епископов УПЦ.

В то же время на сегодняшний день подготовка данного мероприятия находится в стадии «вилами по воде писано»: ни УПЦ КП и УАПЦ не могут согласовать условия проведения этого мероприятия, ни Фанар не спешит предоставлять Томос об автокефалии двум раскольническим структурам, опасаясь, что новую лжецерковь не признает ни одна православная церковь.

И хотя интернет-издание «Страна» пишет о том, что глава Киевского патриархата Филарет якобы почти согласился отказаться от участия в выборах предстоятеля будущей поместной церкви, однако уже 15 ноября 2018 г. эти сведения на своей странице в Facebook опроверг пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий (Зоря): по его словам, Филарет не снял свою кандидатуру с «конкурса» на пост предстоятеля единой церкви на предстоящем «объединительном соборе».

«По церковному порядку избирательный процесс происходит исключительно во время собора. Также этот порядок предусматривает отсутствие самовыдвижения. То есть ни патриарх, ни кто-либо другой из иерархов не может выдвигать сам себя. Если же участники собора официально во время собора будут предлагать патриарху быть кандидатом – он официально на соборе озвучит свой ответ на это предложение», - сообщил он.

При этом спикер УПЦ КП призвал считать домыслами распространяемые в сети заявления и сценарии относительно порядка проведения предстоящего «объединительного собора», назвав их «провокациями», направленными на то, чтобы разжечь споры между сторонами и накалить градус перед ответственными событиями. Пресс-секретарь Киевского патриархата отметил, что они также происходят потому, что Филарет якобы не дает их авторам «порулить церковью».

Каким именно образом сам Филарет стремится «порулить» будущей «единой церковью» известно со слов самого лжепатриарха: еще 1 октября 2018 г. в эфире президентского «5 канала» глава раскольнической группировки заявил, что на предстоящем «объединительном соборе» должны участвовать 41 архиерей от УПЦ КП, 12 архиереев от УАПЦ и 10 архиереев от УПЦ, что и позволит ему получить большинство голосов и возглавить данную структуру.

И с целью недопущения реализации такого сценария, поскольку Фанар осуществил рейдерский захват канонической территории УПЦ в собственных целях, чтобы в ходе выполнения политического заказа Вашингтона по уничтожению канонического Православия попутно получить экономическую базу на Украине, вполне даже возможен вариант проведения некого «учредительного собора» с целью создания представительства Константинополя в рамках имплементации решения Синода от 11 октября 2018 г., предусматривающего «восстановление» Ставропигии (несуществующей резиденции) в Киеве.

В этой связи не исключено, что на первом этапе состоится учреждение представительства Константинополя в форме митрополии или экзархата под руководством ставленника Фанара с последующей легализацией новосозданной структуры в правовом поле украинского государства: в качестве возможного главы этой структуры в СМИ фигурирует не только выходец из украинской диаспоры в Канаде Иов (Геча), но и выходец из украинской диаспоры в США архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский).

При таком варианте развития событий вместо трех нынешних православных структур - канонической УПЦ и раскольнических УПЦ КП и УАПЦ – появится еще четвертая структура в юрисдикции Константинопольского патриархата, в состав которой будет предложено влиться доморощенным схизматикам и отдельным ренегатам из УПЦ под обещания последующего предоставления Фанаром долгожданного Томоса об автокефалии на предстоящем «объединительном соборе», но без конкретизации сроков проведения данного мероприятия, что способно спровоцировать новый виток «войны пауков в банке» за патриарший куколь.

Вместе с тем нужно понимать, что в этом «террариуме единомышленников» больше рычагов влияния на ситуацию будет у Константинополя: как известно, 11 октября 2018 г. Синод Константинопольского патриархата принял решение «восстановить» главу УПЦ КП Филарета в сане митрополита, тогда как главу УАПЦ Макария в сане священника, при этом заявив о необходимости «получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей» по данному вопросу.

Такое решение выглядит весьма странно на фоне уже принятого решения, которое следовало бы принимать только после обсуждения с другими поместными церквями. В то же время само обещание обсудить вопрос односторонней «легализации» Синодом раскольников с другими поместными церквями оставляет за Константинополем формальное право на пересмотр данного решения, что позволяет Фанару шантажировать схизматиков из УПЦ КП и УАПЦ.

Косвенно эти сведения подтвердил 2 ноября 2018 г. в интервью ВВС архиепископ Телмисский, представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете Церквей Иов (Геча): по его словам, Синод в Стамбуле персонально вернул Филарета и Макария в лоно Константинопольской Церкви, но не признал УПЦ КП и УАПЦ в качестве каноничных структур.

«Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский Патриархат», – заявил один из возможных претендентов на пост главы представительства Константинополя в Киеве.

Следует отметить, что накануне, 16 октября 2018 г., в ходе встречи с П. Порошенко в президентской канцелярии архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) утверждал, что Константинополь якобы признал каноничным весь клир УПЦ КП и УАПЦ. Как заявил другой возможный претендент на пост главы представительства Константинополя в Киеве, «если есть какие-то разговоры о неуместности или неканоничности церковных святых таинств, которые выполняют эти священнослужители, Святая Матерь-Церковь дала ответ – эти святые таинства, действия священнослужителей являются каноническими».

Такого рода, казалось бы, взаимоисключающие заявления от представителей Фанара свидетельствует о том, что Константинополь готов корректировать свою позицию в зависимости от политической конъюнктуры: если раскольники из УПЦ КП и УАПЦ согласятся плясать под дудку Варфоломея, то получат «пряник» в виде заявлений о «легитимности» их структур в целом, если же не согласятся, то получат «кнут» в виде заявлений о «легитимности» только двух отдельно взятых руководителей этих структур.

Так что эпическая «Битва за Томос» переходит в новую фазу, где ключевую роль по-прежнему будет играть Константинополь, вторгшийся на каноническую территорию УПЦ по просьбе президента П. Порошенко и схизматиков из УПЦ КП и УАПЦ, которые наверняка уже и не рады, что пустили изголодавшегося «стамбульского козла» в свой огород. Ведь вместо того чтобы по-быстрому выдать Томос об автокефалии и по-тихому свалить в Турцию, фанариоты затеяли собственную политическую игру в лучших традициях византийской дипломатии, пытаясь подмять под себя паству раскольников на основании приглашения самих же раскольников и их высокого покровителя в президентском кресле. Аплодирую стоя, проняло до слез.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95