«Письмо турецкому патриарху»: РПЦ полностью разорвала отношения с Константинополем

18/10/2018


15 октября 2018 г. Синод Русской Православной Церкви в Минске разорвал евхаристическое общение с Константинополем в связи с посягательством патриарха Варфоломея на каноническую территорию РПЦ, при этом осудив решения Фанара относительно учреждения «ставропигии» в Киеве, «восстановления» Киевской митрополии в границах 1686 г. и «легализации» под своим омофором схизматиков из УПЦ КП и УАПЦ.

В ответ 16 октября 2018 г. липовые «экзархи» Константинополя провели встречу в Киеве с Петром Порошенко в рамках работы над последним этапом предоставления Томоса об автокефалии раскольникам, после которой майданный президент пообещал добиться передачи Константинопольскому патриархату столичной Андреевской церкви, тем более что Варфоломею действительно может понадобиться новая резиденция.

В день киевского визита «гонцов» Варфоломея неканоническая Турецкая православная церковь, традиционно выступающая за перенос кафедры патриарха за пределы Турции, потребовала от прокуратуры Стамбула возбудить уголовное дело в отношении Константинопольского патриархата за совершение незаконных «подстрекательских действий» в церковной сфере, чреватых возникновением конфликта между Россией и Украиной.

 

Как сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви, с глубочайшей болью Синод РПЦ воспринял обнародованные 11 октября 2018 г. решения Священного Синода Константинопольского Патриархата.

А именно: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

«Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса», - говорится в Заявлении, опубликованном на сайте РПЦ.

Синод отметил, что вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если... кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

В этой связи в РПЦ напомнили, что решения принятые относительно бывшего Киевского митрополита Филарета Денисенко, лишенного архиерейского сана в 1992 г. и отлученного от Церкви в 1997 г. за раскольническую деятельность, были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью.

В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 г. в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 г. об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

«Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию», - констатировал Синод РПЦ.

При этом в Заявлении отмечается, что в своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви.

Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские - Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».

О невозможности принятия в общение осужденного в иной Поместной Церкви говорит 116 (118) правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного... прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира». О том же говорится и в каноническом послании Собора к Папе Келестину: «Те, которые в своей епархии отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею... Какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах».

Преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе», который является авторитетным источником церковно-канонического права Константинопольской Церкви, толкует 9-е правило IV Вселенского Собора, отвергая ложное мнение о праве Константинополя на рассмотрение апелляций из других Церквей: «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви...».

«Из вышесказанного следует, что Синод Константинопольской Церкви не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви», - резюмирует Синод РПЦ.

Согласно Заявлению, Акт 1686 г., подтверждающий пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата и подписанный Святейшим Константинопольским Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, пересмотру не подлежит. Решение об его «отзыве» канонически ничтожно. В противном случае было бы возможно аннулирование любого документа, определяющего каноническую территорию и статус Поместной Церкви - вне зависимости от его древности, авторитетности и общецерковного признания.

В Синодальной грамоте 1686 г. и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ.

Так, правило 129 (133) Карфагенского Собора гласит: «Если кто... обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии... должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими - и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».

«Да и как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую историю развития церковной жизни. Константинопольский Патриархат как будто не замечает, что Киевская митрополия 1686 года, о возвращении которой в его состав заявлено ныне, имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ Украинской Православной Церкви, и охватывала лишь меньшую часть последней. Киевская митрополия наших дней как таковая включает в себя город Киев и несколько прилегающих к нему районов. Наибольшая же часть епархий Украинской Православной Церкви, особенно на востоке и юге страны, была основана и получила развитие уже в составе автокефальной Русской Церкви, являясь плодом ее многовековой миссионерской и пастырской деятельности. Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата - попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало», - подчеркивается в Заявлении.

«Деяние 1686 года положило предел двухсотлетнему периоду вынужденного разделения в многовековой истории Русской Церкви, которая, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства, неизменно сознавала себя единым целым. После воссоединения Русской Церкви в 1686 году на протяжении более трех столетий ни у кого не возникало сомнений, что православные Украины являются паствой Русской Церкви, а не Константинопольского Патриархата. И сегодня, вопреки давлению внешних антицерковных сил, эта многомиллионная паства дорожит единством Церкви всея Руси и хранит верность ей», - указал Синод РПЦ.

Попытка Константинопольской Патриархии решать судьбу Украинской Православной Церкви без ее согласия является антиканоническим посягательством на чужие церковные уделы. Церковное правило гласит: «Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию... да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность мирской власти, и да не утратим постепенно и неприметно той свободы, которую даровал нам Своей Кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (III Вселенского Собора правило 8). Под осуждение этого правила подпадает и решение Константинопольской Патриархии об учреждении по соглашению со светскими властями своей «ставропигии» в Киеве без ведома и согласия канонического священноначалия Украинской Православной Церкви, - сказано в Заявлении.

«Лицемерно оправдываясь стремлением к восстановлению единства украинского Православия, Константинопольская Патриархия своими безрассудными и политически мотивированными решениями вносит еще большее разделение и усугубляет страдания канонической Православной Церкви Украины», - отмечается в нем.

«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, - все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами.

Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах. Переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения», - постановил Синод РПЦ.

Исходя из этого, РПЦ призвала Предстоятелей и Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. РПЦ также выразила всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для нее время.

«Молимся об укреплении ее верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине», - сказано в Заявлении.

Тем не менее, несмотря на то, что Синод РПЦ полностью опроверг антикононические тезисы Константинопольского патриархата, на основании которых он осуществил незаконное вторжение в чужую церковную юрисдикцию, вскоре в Киев на встречу с П. Порошенко прибыли два «экзарха» Фанара с целью продолжения работы над последним этапом предоставления Томоса об автокефалии раскольникам.

Как сообщает пресс-служба президента, в ходе переговоров архиепископ Памфилийский Даниил заявил, что они с епископом Эдмонтонским Иларионом вернулись на Украину «для того, чтобы продолжить работу над последним этапом, который приведет нас к объединительному Собору, а потом и ко вручению новому предстоятелю окончательного документа – Томоса о независимости, автокефалии Украинской православной церкви».

При этом архиепископ Даниил также сообщил, что Константинополь якобы признал каноничным весь клир УПЦ КП и УАПЦ: по его словам, «если есть какие-то разговоры о неуместности или неканоничности церковных святых таинств, которые выполняют эти священнослужители, Святая Матерь-Церковь дала ответ – эти святые таинства, действия священнослужителей являются каноническими».

Тогда как из решения Синода фактически следует, что восстановление Филарета в сане митрополита и Макария в сане священника возможно в случае признания главами раскольников своего нового статуса в составе Константинопольского патриархата, хотя этого не произошло: Филарет по-прежнему именует себя «патриархом», Макарий продолжает называть себя «митрополитом», тем самым отвергая решение Синода относительно условий собственной «легализации» под омофором Фанара.

Кроме того, существует и правовой аспект данной проблемы: «восстановленную» Киевскую митрополию необходимо официально зарегистрировать в качестве религиозной организации, после чего в ее состав должны влиться раскольнические структуры УПЦ КП и УАПЦ под руководством митрополита Филарета и священника Макария как новоявленные представители духовенства Константинопольского патриархата, и только в этом случае можно будет говорить об имплементации решения стамбульского Синода в правовом поле украинского государства.

В свою очередь, выступая перед журналистами в ходе посещения Международного центра миротворчества и безопасности (Яворовский полигон) во Львовской области, президент П. Порошенко пообещал передать Андреевскую церковь в постоянное пользование Константинопольскому патриархату.

«Я собираюсь инициировать этот вопрос в парламенте и твердо рассчитываю на всеобщую поддержку, которая будет способствовать ускорению получения Томоса», - цитирует президента Интерфакс-Украина. Он отметил, что это будет место, где будут проходить службы Константинопольского патриархата. По словам президента, данное предложение было согласовано с церковными иерархами.

Такая президентская инициатива оказалась весьма кстати: как раз 16 октября 2018 г. Патриархия неканонической Турецкой православной церкви направила исковое заявление в прокуратуру Стамбула с требованием возбудить уголовное дело в отношении Константинопольского патриархата (КП) за нарушение действующего законодательства Турции и «подстрекательскую деятельность», чреватую возникновением конфликта между Россией и Украиной. Об этом сообщила ТАСС официальный представитель церкви Севги Эренерол.

«Политическая деятельность главы Константинопольского патриархата и членов синода выходит за рамки религиозных обязанностей, нарушает Лозаннское соглашение (от 1923 года), согласно которому он (патриарх) был оставлен в Турции для удовлетворения религиозных потребностей проживающих в Стамбуле и на островах (в Мраморном море) представителей греческого меньшинства, действующие турецкие законы, носит подстрекательский характер и способна вызвать вражду и конфликт между государствами в нашем регионе, в частности Россией и Украиной», - отметила она.

По словам представителя Турецкой православной церкви, одним из поводов для подачи иска стало решение сентябрьского синода Константинопольского патриархата, на котором было объявлено, что Фанар приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины. «Глава КП Димитриос Архондонис Варфоломей обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Турции: подстрекательские действия, направленные на разжигание ненависти и вражды; халатность при исполнении религиозных обязанностей; подстрекательство государства к войне», - сказала С. Эренерол.

Справка. Турецкая православная церковь была образована в 1922 г. по распоряжению правительства, которое пыталось создать национальную православную церковь, не связанную с греческим православием, а именно с Константинопольским патриархатом. На сегодняшний день данная организация, которую возглавляет патриарх Эфтим IV (Эренерол), официально зарегистрирована как религиозная структура и располагает тремя храмами в Стамбуле, однако не признана в качестве канонической ни одной из 15 поместных православных церквей.

За период своего существования Турецкая православная церковь несколько раз захватывала резиденцию Константинопольского патриарха в историческом районе Фанар в Стамбуле, она также выступает за введение запрета на деятельность Константинопольского патриархата в Турции и последующий перенос патриаршей кафедры в соседнюю Грецию.

Так, Турецкая православная церковь одной из первых поддержала инициированную Фондом святого Николая кампанию с требованием запретить деятельность Константинопольской патриархии в Турции и перенести ее в Грецию, сообщает 14 ноября 2005 г. РИА «Новости».

«Константинопольская патриархия - религиозный институт Греции, где и должна находиться», - заявила представитель церкви С. Эренерол.

«Турция - светское и демократическое государство, и ни одна религиозная организация не имеет права заниматься на ее территории политической деятельностью. Константинопольский Патриарх Варфоломей I, именующий себя Вселенским, нарушает не только турецкие законы, но и незаконно присваивает себе лидерство над православным миром», - отметила представитель Турецкой православной церкви.

По убеждению С. Эренерол, «Варфоломей, используя определенные силы в США, вынашивает планы раскола Турции и подчинения Константинопольскому патриархату Русской Православной Церкви».

Сейчас же Турецкая православная церковь, которая еще в 2005 г. объявила патриарха Варфоломея агентом США, присвоившим себе первенство власти во Вселенском Православии и вынашивающим планы раскола Русского Православия, потребовала возбудить уголовное дело против Константинопольского патриархата за нарушение законодательства Турции и «подстрекательство» к религиозной войне на канонической территории РПЦ.

Так что президент П. Порошенко очень вовремя предложил своему проамериканскому соратнику Варфоломею новую резиденцию в столичной Андреевской церкви, поскольку не исключен вариант его депортации за пределы Турции на исполнение требований Турецкой православной церкви, уже имеющей опыт «освобождения» патриаршей резиденции от самопровозглашенного «восточного папы».

Другое дело, что Константинопольский патриархат просто обязан отказаться от столь щедрого дара со стороны П. Порошенко: как известно, Андреевская церковь была построена на месте, где, согласно «Повести временных лет», был воздвигнут крест апостолом Андреем Первозванным во время его путешествия на север.

Ведь Андреевская церковь была сооружена в 1749-1754 гг. по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в период пребывания Киевской митрополии в составе Русской Православной Церкви, объявленного решением стамбульского Синода «вне закона».

Следовательно, фанариоты не имеют никакого права претендовать на культовые сооружения, возведенные во времена якобы «300-летней незаконной аннексии» Киевской митрополии, поскольку своим однозначно идиотским решением они фактически перечеркнули всю православную жизнь на канонической территории РПЦ в этот период истории.

 

P.S. 18 октября 2018 г. Верховная Рада приняла за основу и в целом законопроект N9208 о передаче Андреевской церкви Константинопольскому патриархату. Как сообщает «РБК-Украина», за документ со второго раза проголосовали 237 депутатов, тогда как сначала законопроект набрал 216 голосов.

«Установить, что Андреевская церковь Национального заповедника "София Киевская", которая является выдающимся объектом культурного наследия, памятником архитектуры национального значения, как культовое сооружение, которое находится в государственной собственности, передается в безвозмездное постоянное пользование Вселенскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий», - сказано в тексте закона.

Учитывая тот общеизвестный факт, что возле Андреевской церкви расположен литературно-мемориальный дом-музей русского писателя Михаила Булгакова в доме N13 на Андреевском спуске, то в случае изгнания из Стамбула новая резиденция явно превратится в аналог «нехорошей квартиры» для Варфоломея, поскольку вряд ли она будет радовать беглого «турецкоподданного» патриарха, потерявшего из-за своих властных амбиций историческую кафедру в «Новом Риме».

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95